Почему кипит тосол на ВАЗ 21099?

04.12.2018 0 Автор Николай Семенов

Рабочая температура двигателя внутреннего сгорания – 80-90°С. В автомобиле ВАЗ 21099 – жидкостная система охлаждения (СО). В качестве охлаждающей жидкости применяется антифриз, температура кипения которого 110°С. Его закипание в расширительном бачке прямо указывает на серьезные проблемы СО, что может привести к деформации головки блока цилиндра и преждевременному капитальному ремонту мотора.

От чего закипает антифриз в расширительном бачке

При плохом качестве топлива или неправильно выставленном зажигании двигатель значительно сильнее греется, но до закипания охлаждающей жидкости, как правило, не доходит. Неисправности, из-за которых кипит тосол на ВАЗ 21099, связаны с неполадками в системе охлаждения. Ниже приведены причины и способы их устранения

Недостаточное количество жидкости в системе

Уровень тосола в расширительном бачке при холодном моторе должен быть между отметками MIN и MAX. Причин, по которым его там меньше, чем должно быть – две:

  1. Изначально было залито в систему тосола недостаточно. Устраняется простым доливом жидкости до необходимого уровня.
  2. Произошла разгерметизация СО и жидкость куда-то уходит. Возможно, подтекает какой-то патрубок или соты радиатора. Возможно, вышел из строя клапан в крышке бачка. Постоянная утечка тосола в конечном итоге приведет к тому, что жидкость закипит и двигатель перегреется. Ремонт такой неполадки заключается в том, что найденную течь просто устраняют.

Не работает вентилятор радиатора

В автомобилях семейства ВАЗ 21099 установлен электрический привод вентилятора. За его работу отвечает датчик, который замыкает контакты при достижении тосолом определенной температуры. Если на панели приборов стрелка показывает 100°, а вентилятор не срабатывает, значит проблему нужно искать именно в этом узле.

Двигатель вентилятора, подключенный напрямую к аккумулятору, должен начать работать. Если этого не происходит, значит он подлежит замене. Если же всё работает, значит проблема в датчике, который легко меняется.

Проблемы с термостатом

Одна из самых распространенных причин закипания тосола на автомобилях ВАЗ 21099 кроется в поломке термостата. Эта деталь отсекает радиатор от системы при низкой температуре тосола и пускает жидкость через теплообменник при ее нагреве. Подобная функция позволяет быстрее прогревать моторы в холодное время года.

Проверить термостат на работу достаточно просто. При нагретом моторе достаточно дотронуться до нижнего патрубка радиатора. Если он холодный, значит клапан не работает и его необходимо заменить.

Выход из строя помпы

Жидкость в системе охлаждения перемещается с помощью водяного насоса. В простонародье его называют помпой. Если она не выполняет своих функций, циркуляция тосола по системе прекращается и он не охлаждается. Это приводит к тому, что тосол закипает и в расширительном бачке начинается бурление.

У помпы может выйти из строя подшипник, может разрушиться крыльчатка. Окончательный диагноз определяется при ее демонтаже. На ВАЗ 21099 насос можно как отремонтировать, так и заменить целиком.

Загрязненная система охлаждения

Закипать жидкость может и при загрязнении теплообменника. Радиатор может забиться грязью снаружи, а может и изнутри. Последнее происходит чаще всего при использовании некачественного тосола или вообще – простой воды.

Использовать воду в системе охлаждения категорически не рекомендуется. Во-первых, температура кипения у нее ниже, чем у тосола. Во-вторых, от нее внутри системы начинаются коррозийные процессы. И в-третьих, она не обладает смазывающим эффектом, необходимым для той же помпы.

К тому же, заливая простую воду, владелец автомобиля рискует тем, что всевозможные известковые отложения могут наглухо закупорить все каналы в двигателе, по которым должна циркулировать жидкость. И, если на двигателе установлен карбюратор, то это не так критично, а вот для инжектора это важно, так как в нем тоже есть такие каналы.

Подводя итоги, можно заключить, что система охлаждения в ДВС играет очень важную роль и ее неисправности могут повлечь за собой гораздо более серьезные поломки.