Как поменять патрубки системы охлаждения на ВАЗ 21099?

07.01.2019 1 Автор Николай Семенов

Система охлаждения двигателя играет важную роль. Если она не в порядке двигатель быстро перегревается и машина попросту не может ехать. Поломку не получится отложить в долгий ящик из-за её устройства.

Зачастую проблемы в системе охлаждения связаны с выходом из строя патрубков. Ремонтировать их не получится, поэтому Вам нужно их менять. Сделать это может даже не профессиональный водитель. Достаточно запастись инструментами, новыми патрубками, хомутами и временем.

Причины и признаки неисправности патрубков ВАЗ 21099

Вначале разберёмся, что такое патрубки и где они находятся. Проще говоря, патрубки – это трубки, по которым циркулирует жидкость в системе охлаждения. Они связывают систему охлаждения с печкой. Делятся патрубки на отводящие и подводящие. По подводящим патрубкам горячая жидкость поступает в радиатор. Из радиатора она вытекает охлаждённой по отводящим патрубкам.

Быстрее всех выходят из строя подводящие патрубки. Есть патрубки, которые служат соединителями между двигателем, термостатом и радиатором. Крепятся патрубки с помощью хомутов.

Существует несколько причин выхода из строя патрубков:

  • естественная изношенность;
  • в систему охлаждения залита вода, а не антифриз;
  • низкое качество изделий;
  • неподходящие хомуты.

Признаки неисправности патрубков:

  • разгерметизация охладительной системы;
  • мокрые, жирные пятна вокруг патрубков;
  • падение уровня антифриза;
  • запах охлаждающей жидкости в салоне;
  • изменение внешнего вида патрубков (трещины).

Патрубки меняют по одному или все вместе. Лучше всего заменять весь комплект патрубков. Чтобы через некоторое время не повторять эту процедуру.

Подготовительный этап

Для замены патрубков своими руками потребуются:

  • набор ключей;
  • набор отвёрток;
  • набор головок;
  • чистая ёмкость 10л;
  • антифриз или тосол (если потребуется замена);
  • новые патрубки;
  • хомуты;
  • WD 40;
  • плоскогубцы;
  • герметик.

Пошаговая инструкция по замене патрубков

  1. Автомобиль ставится над ямой на ровное место. Если машина стоит не ровно, не получится залить охлаждающую жидкость по уровню.
  2. Машина обесточивается.
  3. Производится осмотр всех патрубков.
  4. Охлаждающая жидкость сливается. Слив производят при остывшем двигателе. Температура антифриза при работающем двигателе достигает 90 градусов и может нанести ожоги. Если Вы планируете использовать охлаждающую жидкость повторно, то сливать нужно в чистую ёмкость. Она ставится под радиатор. Краник печки открывается. Откручиваются пробки на расширительном бочке и радиаторе. Откручивается пробка на цилиндровом блоке. Если машина инжекторная, доступ к пробке затруднён модулем зажигания. Подобрать к ней можно головкой на 13 с удлинителем. Если не получилось – модуль снимается. Для этого откручиваются три гайки, крепящие модуль к кронштейну. Пробка на блоке откручивается, жидкость сливается в ёмкость. После того, как жидкость вытекла, пробки закручиваются обратно. Можно приступать к замене патрубков. Обратите внимание на цвет жидкости. Если она приобрела ржавый оттенок, заливать её обратно нельзя.
  5. Замена патрубков. Старые патрубки снимаются аккуратно. Есть риск повредить штуцеры. Если возникли затруднения, не стоит применять силу. Просто разрежьте их ножом в длину. Начинают замену патрубков с салона. Для этого с панели приборов скручиваются и убираются крепления. Сиденья максимально отодвигаются.
  6. Патрубок снимается с крана отопления. Отверткой разъединить краник с моторным отделением. Держатель отсоединяется от тяги с помощью пассатижей. Кран чистится и продувается.
  7. Далее снимаются все остальные патрубки. Важно не перепутать отводящий патрубок с подводящим. Они сделаны из разной резины. Подводящий патрубок рассчитан на жидкость высокой температуры.
  8. Одевать новые патрубки сложно. Вначале они смягчаются горячей водой.
  9. Установка новых патрубков начинается с зачищения мест креплений. После очистки на них наносится герметик. Сам патрубок с внутренней стороны сбрызгивается WD40.
  10. Хомуты одеваются на патрубки до их установки.
  11. Патрубки одеваются аккуратно.
  12. Установив патрубок, проверьте надёжность установки.
  13. С помощью хомутов патрубок затягивается хомутами. Важно не передавить. Хомут со временем может протереть резину.
  14. Все соединения ещё раз осматриваются, проверяется надёжность креплений. Пробки затягиваются.
  15. Заливается охлаждающая жидкость. Если машина инжекторная, тосол просто заливается в расширительный бак до нужного уровня. В карбюраторной машине тосол заливается до тех пор, пока не потечёт через штуцер в карбюраторе. Его предварительно откручивают. После залива жидкости закручивают обратно.
  16. Пробка на бочке радиатора закручивается. Важно подождать немного. Будут выходить пузырьки воздуха. Двигатель заводится. Жидкость должна некоторое время циркулировать по системе, чтобы прогнать потом оставшийся воздух. При необходимости верхний патрубок сжимается-разжимается несколько раз. После этого проверяется уровень ОЖ. Если он ниже нормы, жидкость доливается.
  17. Ещё раз проверяются все места соединений патрубков. Через них ничего не должно протекать. В противном случае они подтягиваются.
  18. В салоне крепления панели и сиденья возвращаются на место.

Замена патрубков завершена.

При необходимости система охлаждения промывается. Для этого в неё заливается вода. Модуль зажигания крепится обратно. Включается двигатель. Через минуту отключается. Если слитая вода имеет примеси, процесс повторяется. Следите за температурой воды. Она может обжечь. После промывания системы пробки сливов закручиваются. Модуль зажигания возвращается на место.

Профилактика повреждений патрубков

В эксплуатации системы охлаждения очень важна профилактика поломок. Прежде всего, в систему охлаждения заливают охлаждающую жидкость, а не воду. Вода быстро приводит в негодность резиновые патрубки. Они деформируются и покрываются мелкими трещинами.

Между разными видами охлаждающей жидкости отдавайте предпочтение красному антифризу. Тосол стоит дороже, но в его составе нет компонентов, защищающих резину. Зелёный антифриз аналогичен тосолу. Больше всего карбоновой кислоты, защищающей патрубки от износа, в красном антифризе. Экономия на охлаждающей жидкости не приведёт к выгоде.

Ещё один важный фактор – это качество самих патрубков. Существуют резиновые, силиконово – резиновые патрубки, силиконовые с армированной нитью. Срок их службы разный. Заводские патрубки, которыми укомплектован автомобиль с завода, прочнее всего. При покупке отдавать предпочтение стоит проверенным производителям. Если вовремя не менять ОЖ, даже самые дорогие и прочные патрубки выйдут из строя.

Стоит обратить внимание и на крепящие хомуты. Неправильно подобранный хомут со временем перетирает патрубок и из него начинает просачиваться охлаждающая жидкость. Есть три вида хомутов крепления: винтовые, червячные и шплинтовые. Опытные автовладельцы отдают предпочтение червячным хомутам без сквозных просечек. Они долговечны, не перетирают патрубки, плотно затягиваются.

Если Вы проводите ремонт или профилактический в системе охлаждения, сразу проверяйте качество патрубков. Одновременная замена охлаждающей жидкости, вышедших из строя или вызывающих сомнения компонентов системы, значительно сэкономит Ваше время и деньги.