Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 21099?

07.01.2019 0 Автор Николай Семенов

В первых «Руководствах по ремонту и эксплуатации» для машин ВАЗ 2108-99 сообщалось, что ступичные подшипники рассчитаны на весь срок службы автомобиля. Это смелое утверждение уже давным-давно опровергнуто жизнью – для передних подшипников пробег 100 000 км является практически недостижимым пределом.

Итак, во время движения Вы начали слышать сначала практически незаметный, но усиливающийся с каждым днём посторонний шум, причём он становится явственнее, когда машина входит в поворот. Этот шум, перерастающий в громкий гул, говорит о том, что подшипник своё уже отслужил и подлежит замене. Собственно, никакой диагностики больше и не требуется.

Если Вы привыкли справляться с проблемами автомобиля самостоятельно, то зададитесь вопросом: – «как можно с минимальными затратами поменять подшипник на ВАЗ 21099?».

Осветим без ненужных подробностей (типа «как снять колесо») решение проблемы.

Инструменты, необходимые для работы

Помимо обычного набора головок и молотка, Вам потребуются:

  • ключ для ступичной гайки (торцовый, «на 30»). Стандартная головка из набора обычно не «достаёт» – упирается в резьбу ШРУСа;
  • в зависимости от того, как Вы будете снимать внутреннее кольцо подшипника с ступицы – либо 2-хлапый съёмник, либо «болгарка»;
  • обрезки труб или круглые металлические изделия, диаметром чуть меньшим, чем внутренний и наружный диаметры подшипника.

Демонтаж ступицы

Ступицу в сборе с поворотным кулаком можно снять с машины как вместе со стойкой, так и без неё. Но во втором случае придётся откручивать «развальный» болт с эксцентриком и после ремонта заново выставлять углы развала колёс.

Ступица со стойкой хоть и менее удобна для работы, но зато угол установки колеса не придётся регулировать заново. Для того, чтобы снять этот узел, потребуется:

  1. Открутить ступичную гайку. Лучше это делать, пока машина стоит на земле со включенной передачей.
  2. Поднять авто домкратом, снять колесо.
  3. Выпрессовать шаровую и рулевой наконечник, снять суппорт и тормозной диск.
  4. Открутить гайки крепления опоры стойки.

Всё, стойку можно извлекать. Следите только за тем, чтобы случайно не выдернуть привод из КПП – иногда он слабо удерживается стопорным кольцом.

Далее необходимо снять ступицу с поворотного кулака. Совершенно необязательно использовать для этой цели какой-либо съёмник или пресс – можно просто выбить её через медную проставку, установленную по центру, ударами молотка.

Снятие старого подшипника

Выпрессовав ступицу, Вы увидите, что одно из внутренних колец подшипника осталось на её посадочном месте. Удалять его съёмником нежелательно по трём причинам:

  • ослабляется натяг;
  • потребуется «отодвигать» кольцо при помощи тонкого зубила, чтобы была возможность зацепиться за края кольца «лапками» съёмника;
  • потребуется подбирать шайбу, закрывающую отверстие, в которое вставляется ШРУС – иначе будет не во что упереть винт съёмника.

Лучше всего сделать надрез «болгаркой» наискосок вдоль оси, чтобы не повредить деталь. Потребуется соблюдать осторожность и не следует резать кольцо «до упора». Вставив в прорезь зубило, двумя-тремя ударами молотка Вы легко удалите кольцо.

Наружную обойму подшипника, запрессованную в корпус поворотного кулака, можно удалить при помощи пресса либо молотка, предварительно сняв стопорное кольцо. Перед сборкой обязательно очистите канавку для стопора, иначе он может не «защёлкнуться».

Установка нового подшипника

Новый подшипник запрессовывается в поворотный кулак. Независимо от того, будете Вы пользоваться прессом или молотком, силовое воздействие оказывайте только на наружную обойму – во избежание повреждения шариков.

Бытует мнение, что установленный при помощи молотка подшипник долго не прослужит. На самом деле это не так – всё зависит от того, насколько точно Вы «прицелитесь», начиная запрессовку подшипника. Разумеется, молотком не надо бить наотмашь – достаточно лёгких ударов. После того, как наружное кольцо «встанет» по центру, деталь пойдёт легко.

Итак, подшипник на месте, стопорное кольцо установлено. Следующий шаг – запрессовывание ступицы.

Здесь важно избежать такой неприятности, как возможное выталкивание одного из внутренних колец вместе с уплотнителем – посадочное место ступицы, предназначенное для ближнего к фланцу внутреннего кольца имеет предварительный натяг (т.е. чуть больший диаметр) – поэтому подшипник и «разбирается» при снятии. Чтобы этого не произошло, следует предусмотреть упор для кольца – обычно это обрезок трубы подходящего диаметра.

Установив всё на место, не переусердствуйте с затяжкой ступичной гайки – многие тянут её, используя 2-х метровую трубу, надетую на вороток. Это совершенно излишне – между внутренними кольцами должен быть тепловой зазор.

В заключение можно добавить, что такая конструкция ступичного узла достаточно распространена. Поэтому, если Вы своими руками замените передний ступичный подшипник на ВАЗ 21099, то легко повторите подобную процедуру на многих иномарках.